8 авг. 2014 г.

#соразвит14. Тема 4. Система ценностей и доверие в сети

Тема 4. Система ценностей и доверие в сети

Вопросы  четвертой теме:
  • Кто заслуживает доверия в виртуальной среде? 
  • Сетевое сотрудничество, особенно для молодых профессионалов — это очевидная возможность получить опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. При этом существует риск так и остаться позади — помогая лидерам продвигаться дальше, не иметь возможности самим достичь их уровня. Анализируя личный опыт участия в сетевых сообществах (либо гипотетически), попробуйте предположить, существует ли возможность снизить подобный риск, не отказываясь от сотрудничества? 

Материалы для изучения
И. Травкин, Вступление (видео) 
Может ли интернет склонить нас к сотрудничеству с людьми, которым мы не доверяем? По мнению Клея Ширки, интернет нейтрален.
Информация, которая поступает к нам по сети, идет от центральных узлов (людей, которые имеют множественные связи) в их интерпретации, информация, которую мы вбрасываем в сеть, подается с чужим контекстом - каскадный эффект, создающий возможности для вирусных роликов и пропаганды.
Как понять, что человек заслуживает доверия? В интернете нет тела и лицом распределенной идентичности является электронное портфолио, но и оно часто распределено по сети.
Иван рекомендует  изучить все профайлы человека в сети, проанализировать следы взаимодействия с другими людьми.
Что если доверие не является необходимым для кооперации в сети и достаточно 4-х принципов коннективизма: автономии, открытости, разнообразия, интерактивности?

Рэйчел Ботсман: Валютой новой экономики станет доверие (видео с конференции TED, 2012) 
Как удостовериться, что наши ЦИФРОВЫЕ личности соответствуют реальным личностям? И хотим ли мы, чтобы они были идентичными? Как мы можем имитировать доверие, складывающееся при личном общении? Как мы можем запретить людям, которые плохо себя вели в одном сообществе, поступать таким же образом под другой маской?
В 21-ом веке новые СЕТИ доверия и репутационный капитал, который они производят, изменят наше представление о богатстве, рынках, влиянии и идентичности так , как нам пока сложно вообразить.
Участники курса
О. Брыксина Тема 4. Домашнее задание 
Важно то, в чем заинтересован лидер: в профессиональном росте своих коллег или в поддержке уровня своей репутации? Настоящего лидера я вижу в роли садовника, бережно ухаживающего за своим садом... Задача настоящего лидера – помочь поверить в собственные силы. 
В. Бричник К вопросу о доверии 
Т. Фокина О доверии
Нашла интересные исследования по теме доверия
 В. Наумов Язык и мышление специалистов e-learning(как не стать жертвой манипуляций)

Отвечая на вопросы темы
“Его доверие могло быть обманутым, мое к нему - никогда” (М. Цветаева) 
"Доверие — одно и важнейших условий для обмена знаниями и сотрудничества в виртуальной среде". Не только виртуальной. В качестве примера, к чему может привести утрата доверия  - трагическая гибель японского ученого Иосики Сасаи.

Согласна, что в сети выстроить общение сложнее, чем в "живую".  Но, и в реале мы сотрудничаем не только с теми людьми, к которым испытываем доверие, общение с которыми вызывает удовольствие. Не являются ли манипуляторами малознакомые люди, заявляющие: "Я Вам полностью доверяю" ?

Для кооперации в сети  достаточно 4-х принципов коннективизма (см.  выступление Ивана выше), из которых  самым важным считаю открытость. Цели и мотивы наших действий в "мировой паутине" должны быть ясны и понятны. Необходима Декларация о намерениях:)

Существует ли возможность снизить  риски сетевого общения (плагиат, дезинформация, манипуляция и др.), не отказываясь от сотрудничества?
Расширяя свою персональную сеть,  мы увеличиваем возможность  выбора "добросовестных"  партнеров. Работая над своей сетевой репутацией, мы будем выглядеть привлекательными для наших возможных коллег.

P.S.

Кухаренко В. Н. О достоверности информации в сети
Восприятие информации. Ричард Петти и Джон Качиоппо выделяют два пути восприятия информации. Один называется «Основной путь» (central route), второй называется «Периферийный путь» (peripheral route). В первом случае человек воспринимает информацию когнитивным путем, путем познания, сбора и критического анализа информации. Во втором же случае информация не анализируется, а напрямую поступает в области нашего подсознания. Периферийный путь намного быстрее и предназначен для обработки информации, которая не важна для нас, несет в себе повседневный и рутинный характер, т.е. ничего экстраординарного не происходит, и нам не нужно тратить много сил и времени для ее обработки. Уменьшение когнитивных способностей увеличивает эмпатию и возможность чувствовать оппонента, т.е. осуществляется переход с основного пути восприятия информации на периферийный путь. Если при восприятии информации не давать достаточного времени для анализа, отвлекать внимание на другие вещи, то может сформироваться ошибочное мнение и будут неправильно проанализированы факты. При этом ученые установили, что как только мнение сформировано, то оно становится очень устойчивым к изменению. Таким образом, получается, что очень важным становится фактор времени. Кто первый преподнес новую информацию – у того и максимальные шансы повлиять на то, какое мнение сложится на данный счет у человека. Нужно учиться ловить себя на мысли, что рановато делать выводы. «Я еще не все стороны заслушал, так что подожду с формированием своего мнения». Можно выделить следующие особенности восприятия информации: Избирательность – мы видим только то, что способны понять, с чем сталкивались ранее, что является нашим опытом. Непонятное наш разум отторгает. Настроенность на определенную информацию - человек видит то, что хочет видеть. Иными словами люди более открыты определенной информации, на которую настроены. Авторитетность – значимость для нас мнения определенных людей. Мнимая скрытность получения – не секрет, что подслушанная информация кажется более достоверной. 

Share |

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!