20 сент. 2010 г.

Зачем библиотекарю свой блог?


Этот вопрос висел в воздухе Летней школы молодых библиотекарей. Мнения разделились, значительная часть старшего поколения (а это как правило люди, достигшие определенных высот в нашей профессии) высказалась примерно так: "Пишут там чего-то и зачем это надо?"
В последнем номере БИНО ("Библиотеки Новосибирской области", № 4 за 2010) опубликованы мои размышления на данную тему.

Зачем библиотекарю свой блог?
«Мусор, если его хорошо рассортировать,
неожиданно начинает становиться полезным».
(Интервью с руководителем
поиска по блогам Яндекса Антоном Волнухиным)
Мы часто говорим: библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь?
Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Где взять библиотекаря 2.0, о котором рассуждали на Летней школе молодых библиотекарей (24-26 сентября)?
Два с половиной месяца прошлого года автор данных строк училась на дистанционных курсах «Я учусь работать в блоге» (авторы Е. Ястребцева и Л. Рождественская). Одно из заданий этих курсов предлагало создание библиотечного блога. Так появился блог «Лампа. Ночь. Библиотека». Все это время, публикуя сообщения (более 90), отвечая на комментарии, меняя дизайн и осваивая новые сервисы, решала для себя вопрос, зачем библиотекарю свой блог.
Блог – не просто игрушка, прихоть молоденькой москвички (так представлен усредненный автор блога в социологических исследованиях). Блог можно и нужно использовать многофункционально: как тренажер вебдванольных сервисов и инструмент самообразования, как платформу для создания библиотечного сайта (для библиотек, которые не могут оплачивать услуги программиста) и тематического сайта (в проектной деятельности, например «Сайт литературного героя» или «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны»). Блог может быть источником профессиональной информации и площадкой для профессионального общения. Здесь обсуждаются последние новости, события библиотечной жизни, новые технологии, формы массовой работы («жить или не жить за стеклом»), да мало ли еще что. Не случайно, поэтому одно из моих сообщений носило название «Легкий бриз или информационный шторм. Почему я читаю блоги?»
Конечно, блог не в силах решить все проблемы. Читая не один десяток библиотечных блогов, так и не обнаружила прочной связки библиотечный блог – читатели библиотеки.Согласна с Александром Владиленовичем Пурником , для рекламы библиотеки, ее услуг и мероприятий лучше использовать социальные сети («Вконтакте» и подобные).
Главный итог моей учебы в блоге – повышение уровня самооценки, уверенность в своих силах разобраться с этими непонятными новыми технологиями. Неудивительно, что за короткий отрезок времени многие школьные библиотекари, окончившие дистанционные курсы, стали победителями различных региональных и всероссийских конкурсов.

18 комментариев:

  1. Лена, вот умеете вы ясно и просто излагать свои мысли! Учусь у вас.
    По сути сказанного - тоже согласна (в противном случае, конечно, не обзавелась бы блогом :))...)

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошие мысли, во многом согласна. Единственное - о связке "библиотечный блог - читатели". Мы еще только учимся, о работе в блогах наших читателей - учеников, а тем более учителей, нам тоже приходится рассказывать, обучать. Дети замечательно овладели сервисами типа "ВКонтакте", "Одноклассники" и т.д., а вот в блогах тоже не могут, стесняются, не знают. Это всё еще у нас впереди.

    ОтветитьУдалить
  3. Сегодня совещание, как раз нужно будет рассказать про Нас в сети. Использую этот материал.
    По поводу читателей биб-ки и блога - пока не вижу особого результата. Но блог уже использует в качестве источника новостей наша местная журналистка. Да и библиотекари, читающие его, сказали, что о некоторых местных новостях узнают из блога.
    По поводу Вконтакте - хотя биб-ки там есть, но, мне кажется, многие не понимают, что именно там делать.

    ОтветитьУдалить
  4. По-поводу связи "библиотечный блог – читатели библиотеки", Елена, Вы сами в этом блоге упоминали о "недванольном обществе" - поэтому и нет прочной связи.
    И чисто практически - тот кто физически пришел в библиотеку, не всегда станет тратить время еще и на виртуальный визит - он уже все вопросы решил лично, так что, думаю это нормально, что пока мы больше читаем друг друга - фаза роста :).

    ОтветитьУдалить
  5. Именно так, фаза роста, пока еще мы работаем в блогах для коллег своего сообщества, но ведь изначально блог - это дневник человека, который общается с близкими ему по духу людьми, обменивается с ними своими мыслями, соображениями. Ребят и педагогов тоже можно этому учить, только это особая песня, музыку к которой заказывает государство.

    ОтветитьУдалить
  6. Опять про читателей. А многие ли вообще знают про наши блоги (не в школах)?
    И другое. Может, люди читают, но себя не показывают? Я в фойе для читателей второй раз оформила свою рекламу. Несколько афиш, на каждой по 15 отрывных листочков, по типу - http://bibliomaniya.blogspot.com/2010/06/blog-post_23.html. Первый раз все контакты разобрали и сейчас уже только половина осталась. Значит, народу все же интересно...

    ОтветитьУдалить
  7. Коллеги, спасибо за комментарии. Казалось, так много об этом говорим (для чего нам блоги), что пора бы уже поставить точку. Но, чем шире круг наших знаний, тем больше он соприкасается с неизведанным, тем больше вопросов (о, на античных философов потянуло :))
    Про блоги и читателей:
    Читателей нужно обучать вебдванольным технологиям, с этим согласна. С детьми проще: организовать кружок на любую тему, работать по проекту с использованием блогов.
    Со взрослыми сложнее. Мне кажется, если библиотека в реале работает с читателями (проводятся интересные мероприятия, учитываются интересы разных групп при комплектовании, библиотека заработала авторитет в местном сообществе), больше шансов в виртуальном пространстве привлечь внимание читателей, СМИ и власти. Ну и от самих библиотечных блогеров многое зависит: подобрать актуальную тему для обсуждения, интересную информацию, изложить свои мысли, и, желательно, не просто грамотно, а с изюминкой.

    ОтветитьУдалить
  8. Ирине: чтобы узнали про блоги, можно использовать социальные сети. Социальные сети - очень перспективный ресурс для рекламы библиотеки и ее услуг. Мне кажется, стоит обратить на это внимание. Но как с каждым новым инструментом, с социальными сетями нужно учится работать (изучать успешные группы разной направленности, почитать теорию, она в основном на английском и т.п.)

    ОтветитьУдалить
  9. Льву Толстому до наших самокопаний - копать и копать:-) Kot, к теме связки "писатель-читатель" возвращаемся вновь и вновь,потому что понимаем,что мы без него (читателя) - никуда. Скоро год,как живем в наших блогах,и жизнь изменилась качественно, наполнилась новыми смыслами и радостями.Главное,руки не опускать! Нас уже услышали, Вы же сами заметили. Вот наша Библиолента все переживала,что столько работает - и зря:-) А посмотрите,какой урожай побед насобирала. Эффект снежного кома работает,пусть не так быстро,как нам этого хочется. Один почитал,передал другому: оставил ссылку на блог в одном месте - аукнулось в совершенно неожиданном углу:-)) И я просто настаиваю, дорогие мои: ничего не бросаем, учимся дальше,народ за собой тянем - и Родина нас не забудет:-)))

    ОтветитьУдалить
  10. В нашей среде ( военных досуговых учреждений) тема блогов ещё совсем не раскручена. Поэтому, написала статью в журнал "Культура и досуг" по той же теме "Нужен ли блог военному библиотекарю?". Вчера звонили из Москвы, заинтересовались, обещали напечатать. Правда, не знаю под каким соусом... :))
    Кстати, в статье процитировала и Лену Смутневу, и Иру Коткину, и их блоги, разумеется, назвала.

    Ира Огнева, а подробнее о рекламных афишках можно? Я вот всё хочу визиточки сделать - читатели иногда эл. адрес блога спрашивают. Может, даже и читают? Кто знает...

    ОтветитьУдалить
  11. А мне кажется что не надо вот так сразу бедовать по поводу читателей. Ведь прошёл лишь год. Это хоть и немало, но и немного (вот такая дванольность :)
    По поводу рекламки мне в своё время понравилась вот эта идея http://goo.gl/kO9S (кстати здесь же в библиосообществе и проскочила).

    ОтветитьУдалить
  12. Volna, а Что цитировала из великих:-) Прям интересно стало! Надеюсь,приличные вещи,не порочащие честных женщин?

    ОтветитьУдалить
  13. А у меня ссылку http://goo.gl/kO9S файрфокс не может найти :( Papa Sasha, интересно, что там?

    ОтветитьУдалить
  14. VoLNa: адрес, где писала - http://bibliomaniya.blogspot.com/2010/06/blog-post_23.html. Там и фото есть. Я делала для стенда в Publicher на A4 с отрывными полосками внизу, как на рекламных объявлениях.

    ОтветитьУдалить
  15. Ну, вот и ещё один ответ на вопрос: зачем библиотекарю блог? Чтобы узнавать от коллег о замечательных идеях для работы!
    Спасибо, Ирина! Воспользуюсь!

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый вечер!
    Блогер - это активный человек, которому есть что сказать. Поэтому, если библиотекарь активный человек и ему есть, что сказать - то блог ему в руки :)
    Взаимодействие с читателями мы начали с местных блогеров. Библиотекари-блогеры должны прежде всего влиться в местную блогожизнь: подружиться и понять любимые темы, стать равноправными членами этого сообщества. Темы книг и чтения часто поднимаются на других совсем не библиотечных блогоплощадках. Мы там пока в комментариях. Вначале было удивление - о! библиотека-блогер?! Сейчас принимают за своего. Мы стараемся участвовать в обсуждении тем, касающихся проблем и развития нашего города.
    На нашем блоге сегодня активность читателей не большая. Пока общаемся на их территории. Но сейчас, думаем, это не главное.
    Главное, научится взаимодействовать с читателем в сети.

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, Библи:-)тека, за интересный комментарий. Почему-то я его пропустила, не увидела вовремя.
    Согласна, что библиотекарю нужно учиться общению в сети, активно использовать уже имеющиеся сообщества, посвященные книге и чтению. Мы учимся, наблюдая за деятельностью других - один из принципов сетевого обучения.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!